В пакетах для:

Школьный портал

Ручкина Татьяна Юрьевна
МОУ сш № 11 г.о. Тольятти
зам. директора по УВР, учитель информатики



Современные формы и методы контроля знаний учащихся
с использованием системы тестирования «Школьного портала»

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.

Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. С 2008-2009 учебного года официальный сайт школы, работающий на ПО «Школьный портал», активно используется   для   тестирования   по   предметам.   Система  тестирования «Школьного портала» позволяет   создавать   и   редактировать  тесты,   проводить   тестирование знаний учеников, зарегистрированных в портале, и просматривать отчеты после  прохождения  тестов. Согласно Устава введены переводные экзамены. Все школьники с 5 по 10 классы тестируются по различным предметам  в школьном портале. За два года работы в системе тестирования подготовлено более 100 тестов по различным предметам из них 48 итоговых, предназначенных для контрольного тестирования.

По желанию педагога тесты создаются тематические или обобщенные, которые используются не только в урочное время, но и предназначены для самостоятельной подготовки учащихся.

Для итогового тестирования по каждому предмету составлено несколько вариантов и дан пробный тест. По нему на портале учащиеся могут готовиться к экзамену не только в школе, но и дома в любое удобное для них время. Родители могут посмотреть качество подготовки детей по различным предметам.

Система тестирования позволяет создавать и редактировать тесты, проводить тестирование знаний учеников, зарегистрированных в портале, и просматривать отчёты после прохождения тестов. Каждому тесту, можно задать время на прохождение, а также - количество попыток. Можно указать, сколько вопросов из всех имеющихся в тесте будет задано. Например, вы хотите, чтобы ученику задавались 15 случайных вопросов из 60 возможных. Вам достаточно иметь в тесте 60 вопросов, а на вкладке «Настройка» установить количество задаваемых при прохождении вопросов.

Во  время  итогового  контроля  знаний  можно   поставить   настройку "Тест доступен только из локальной сети", и тогда тест можно будет проходить  только  из школы,  а если ребенок серьезно  болен,  то  можно разрешить  пройти  итоговое  тестирование дома  конкретному  ученику,   в заданный промежуток времени.

Можно также указать, к какому    предмету    или    области    знаний    относится    тест.    Также  есть возможность добавить собственную категорию для тестов с произвольным названием. В списке всех тестов установлен фильтр по  категориям для упрощения поиска тестов.

Устанавливается и шкала итоговых оценок. Можно  выбрать одну  из предложенных или установить свою. Также Автор теста может разрешить просматривать или редактировать тест другим учителям.

Вопросы для теста создаются в визуальном редакторе, в котором можно использовать картинки и мультмедиа. Здесь же можно настраивать тип вопроса:  с одним вариантом ответом, с несколькими вариантами ответов, с несколькими обязательными вариантами ответов. Каждому вопросу, как и всему тесту, можно задать время на обдумывание, а также - количество попыток. У каждого вопроса есть баллы за правильный ответ. Это можно использовать, например, для повышения роли сложного вопроса в итоговой оценке.

У ответов тоже есть баллы. Таким образом, можно очень гибко настраивать тест. Ответов на вопрос может быть любое количество. Чаще всего наши учителя используют от 3 до 5 вариантов. При необходимости, так же можно включить визуальный редактор.

При создании вопроса, также можно перейти к списку вопросов, и при необходимости добавить любое количество вопросов. Здесь мы видим максимальный балл за верный ответ, количество ответов, тип вопроса, и время на обдумывание.

К прохождению теста допускается произвольное количество классов, учеников, целые параллели и учителя. Допуск на прохождение назначается на период времени, до и после которого тест пройти нельзя. По окончании теста автоматически выставляется оценка в соответствии с настраиваемой шкалой оценок. Во время прохождения теста вопросы задаются в случайном порядке. Варианты ответа тоже перемешиваются. Если были заданы ограничения по времени, ответы, данные не в срок, не учитываются (не зависимо от того, были ли они правильными). По окончании тестирования результаты сохраняются и могут быть просмотрены когда угодно. Эти результаты можно распечатать. Есть возможность создать тест, неограниченный по времени доступа на прохождение.

После прохождения теста доступна информация о правильных и ошибочных ответах вместе с заданными вопросами, которые выбирал компьютер. Это особенно важно в случае спорных моментов. Ответы, которые давал ученик, доступны только преподавателям. Это сделано для того, чтобы не списывали правильные ответы учащиеся.

Автор может проверить тест на себе. Проверка ничем не отличается от реального   прохождения,   кроме   одного:   результат   прохождения   можно удалить.

Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний. Тестирование дает время на осознание того, насколько усвоен материал. То есть учащийся сам может корректировать систему своего обучения.

Педагогический  опыт показал,  что  в сочетании  с другими   видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом,   стимулирующим   подготовку   учащихся   и   повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство  ее применения  целиком  зависит от  имеющейся   компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Однако все эти трудности вполне преодолимы.

К положительным моментам можно отнести:

  1. Устранена возможность подсказок и списывания.
  2. Повысилась объективность оценки знания.
  3. Резко возросла познавательная активность учащихся при изучении предмета, что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы.
  4. Учитель перестал быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний.
  5. Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

И отдельно хочется подчеркнуть огромное преимущество данной системы тестирования именно как части «Школьного портала». Для начала работы с тестами нет необходимости в формировании классов или ввода данных учеников или учителей в систему. Можно просто сразу начинать работать. Классы и ученики в системе уже есть, поскольку движение учащихся проводится в плановом порядке и используется для формирования школьной отчетности, работы электронного журнала и школьного сайта.